Как сказал РИА Анонсы его отпрыск Валерий Тодоровский, мэтр русского синематографа скончался в одной из больниц Москвы опосля долговременной заболевания — от отягощения опосля пневмании. Похороны состоятся в столице. Прощание с режиссером пройдет в Большом зале Дома Кино во вторник, но четкое время пока непонятно — в Союзе кинематографистов РФ молвят, что панихида начнется в полдень, а родственники режиссера желают перенести начало на 11.00. Как сказал РИА Анонсы пресс-секретарь СК РФ Дмитрий Якунин, Альянс окажет поддержку семье Тодоровского.
Легенда опосля эры
Киноленты, сделанные Петром Тодоровским, любимы уже не одним поколением зрителей. Это «Возлюбленная дама механика Гаврилова» (1981), «Военно-полевой роман» (1983), «По главной улице с оркестром» (1986), «Интердевочка» (1989) «Анкор, еще анкор!» (1992), «Какая чудная игра» (1995), «Ретро втроем» (1998). Как оператор он снимал картины «Молдавские напевы» (1955), «Весна на Заречной улице» (вместе с Радомиром Василевским, 1956), «Моя дочь» (1956), «Два Федора» (1958), «Жажда» (1959).
Глава «Мосфильма» Карен Шахназаров считает, что Тодоровский — «практически крайний из того искрометного поколения русского кино в период его расцвета». По его словам, у Тодоровского обучались почти все поколения режиссеров. «У него была чрезвычайно типичная манера — он стремился в кино к достоверности, к правде, гуманизм был одним из важных составляющих его синематографа. К огорчению, на данный момент немногие юные режиссеры к этому стремятся. Но мы обучались. Я, как представитель последующего поколения, тоже у него обучался, он оказал на меня огромное влияние. Он оказал на всех огромное влияние», — произнес режиссер.
А министр культуры РФ Владимир Мединский в собственном соболезновании супруге и отпрыску Тодоровского отметил, что его киноленты можно именовать летописью различных периодов жизни Рф. «Тодоровский умел узреть историю, героев, происшествия и позже передать на экране так, что у зрителя не появлялось колебаний — на экране правда. Потому его картины глядят, пересматривают и будут глядеть еще много лет», — произнес Мединский.
Дар обожать и быть возлюбленным
Кончина мэтра российского синематографа не оставила флегмантичным никого из числа тех, кто его знал, и каждый отмечал, что Тодоровский был умопомрачительной души человеком, которого обожали полностью все. «У него был дар вызывать любовь, — сказал РИА Анонсы его сотрудник, режиссер Павел Лунгин. — Это был человек чрезвычайно броского, но в то же время камерного таланта. Он много говорил о душевной жизни. Он — фронтовик, любимец — умел обожать и обожал. Уходят неповторимые личности, и его погибель — большая утрата».
"Интердевочка" и "Военно-полевой роман". Фрагменты кинофильмов Петра ТодоровскогоРежиссер Александр Митта также отметил бескрайнее притягательность Тодоровского. «Петр Ефимович был человеком, которого все обожали. Практически все. Его нельзя было не обожать, так как он был не только лишь неописуемо профессиональным, да и хорошим, умным, отзывчивым. В нем было какое-то бескрайнее притягательность, которое сохранилось и в его картинах», — поведал РИА Анонсы Митта.
«По-моему, некие его картины — это наилучшее, что вообщем было изготовлено в русском кино. К примеру, “Военно-полевой роман” — наиболее душевной картины просто нет. “Загадочный индус” (“Фокусник”) — красивая, ироничная, легкая картина. Он был и легким, и глубочайшим сразу — такового не бывает. Он был человечным чрезвычайно», — поделился режиссер.
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, выражая соболезнования родным и близким Тодоровского, отметил, что «Жизненный путь Петра Ефимовича неразрывно связан с судьбой поколения, на долю которого выпало много томных испытаний», а его работы «пронизаны искренней любовью к людям и стране».
Томная судьба и светлая душа
Петр Тодоровский был режиссером, композитором музыки для собственных кинофильмов, актером и сценаристом, прошедшим тяготы войны и послевоенной жизни. В 1944 году его — 19-летнего мальчишку — направили на фронт, и в составе 93-го стрелкового полка 76-й стрелковой дивизии 47-й армии 1-го Белорусского фронта он дошел до Эльбы. Тут опосля Победы его назначили комендантом малеханького города. Как участник войны он награжден 3-мя орденами Отечественной войны I и II степеней, медалями.
Узнаваемый кинокритик Юрий Богомолов сказал РИА Анонсы, что знал Тодоровского уже издавна. «Всем понятно, какой он был профессиональный режиссер, оператор, музыкант, которого коснулась война. В некий степени он как режиссер вкупе со своими современниками владел лирической душой послевоенного поколения», — произнес кинокритик.
О тяжеленной судьбе Тодоровского поведал худрук и основной дирижер Русского муниципального симфонического оркестра кинематографии Сергей Скрипка, с которым режиссер записывал свою музыку. По его словам, невзирая на трудности, Тодоровский пронес свет через всю свою жизнь, при всем этом каждый кадр из его кинофильмов был тем, что режиссер знает сам — «это не придуманное, это — выстраданное».
Он поведал, что музыка, написанная Тодоровским, отчасти перекликается с музыкой кино итальянского неореализма. «Подобные интонации встречались нередко, но они были и чрезвычайно свои, с нашей напевностью», — отметил дирижер.
Музыка, которой Тодоровский увлекался с юношества, постоянно занимала особенное место в его жизни и творчестве. Не имея музыкального образования, он написал музыкальные темы и песни ко почти всем своим фильмам — «По главной улице с оркестром», «Военно-полевой роман», «Интердевочка», «Анкор, еще анкор!», «Какая чудная игра», «Ретро втроем». Не считая того, он записал несколько компакт-дисков с исполнителем авторской песни Сергеем Никитиным.
Режиссер-демократ — счастье для актера
Тодоровский внес вклад в синематограф и как актер — в фильмах «Был месяц май» (1970) и «Трясина» (1977). Наверняка, конкретно потому он чрезвычайно чутко относился к тем людям, которые работали в кадре. Так, Евгений Миронов, который снялся в ленте «Анкор, еще анкор!», вспоминает его как ласкового, трогательного человека с красивым чувством юмора.
«Петр Ефимович обучил меня, как играться романтических героев. Он обучил жить в одном коллективе во время съемок. То, что он делал с теми, кто совместно с ним работал над фильмом, никто из артистов не забудет никогда. Не забудет эти чудесные вечера опосля съемок, когда он собирал нас всех совместно на посиделки и пел под гитару», — поведал Миронов РИА Анонсы.
Инна Чурикова, сыгравшая в кинофильме «Военно-полевой роман», поведала РИА Анонсы, что работать с Тодоровским было просто счастьем — киноленты снимали быстро, и на съемочной площадке было любопытно. «Он был очень демократичным, в отличие от тех, кто время от времени несет себя как принципиальных и умнейших, к таковым не подойди и слова не скажи. С Тодоровским же можно было импровизировать, и он радовался каким-то находкам. Нередко собирались вечерком, и я помню эти вечера, где он блистательно пел и играл на гитаре. У него была своя интонация, собственный глас», — отметила Чурикова.
«В моей жизни это прекраснейший режиссер, светлый человек, реальный мужчина, прекрасный во всех отношениях. Он знал жизнь, прошел фронт. В его героях, как и в нем самом, была таковая любовь, таковая вера в человека», — выделила она.
Заслуги при жизни
Петр Ефимович Тодоровский родился 26 августа 1925 года в городке Бобринец, Кировоградской области (Украина). Закончил операторский факультет ВГИКа и около 10 лет работал на Одесской студии.
Он является академиком Государственной академии синематографических искусств и наук Рф. Тодоровский — владелец огромного количества призов почти всех интернациональных и российских кинофестивалей, в том числе Венецианского (1965, за кинофильм «Верность»), также был номинирован на премию «Оскар» (1984, за кинофильм «Военно-полевой роман»). Также посреди его наград — Муниципальная премия Рф, орден «За награды перед Отечеством» II (2005), III (2000) и IV (1995) степеней.