«Тодоровский всю свою жизнь жил, как подлинный гуманист, который отдавал всего себя людям и творчеству. Петр Ефимович был не попросту восхитительным кинематографистом, который оставил опосля себя необычные картины, он был для всех, кто его знал и ценил, необычным человеком, который прошел всю войну. Война была связной темой его кинофильмов, даже когда он говорил нам о мирной жизни, — цитирует Миши Швыдкого ИТАР-ТАСС. — Он был умопомрачительно улыбчивым и доброжелательным человеком, обожал друзей и мог им в свободное время посвящать свои песни, и мог выиграть на гитаре самого Сергея Никитина. Нереально говорить о этом талантливейшем режиссере и человеке в прошедшем времени».
«Петр Ефимович кроме огромного таланта, владел необычно светлой душой, такую изредка встретишь — душа его была ясная и понятная. И талант был тоже светлым», — отметил кинорежиссер Александр Сокуров.
По мнению Сокурова, Тодоровский был также чрезвычайно мужественным человеком. Не лишь поэтому, что воевал, но он сумел выстоять в перестроечные и постперестроечные годы, когда время вымыло из синематографа множество профессиональных людей, которые просто не смогли сходу приспособиться, а позже их запамятовали. Для этого нужна была мудрость и мужество, — выделил кинорежиссер.
«Петр Ефимович погиб рано днем в одной из столичных больниц», — сказал 24 мая 2013 года 1-ый секретарь Союза кинематографистов Рф Сергей Лазарук.
Тодоровский был неповторимым человеком, снимавшим киноленты необычной глубины, считает режиссер Владимир Наумов. «Тодоровский был неповторимым человеком, и по таланту, и по человечьим качествам, — выделил президент Государственной академии синематографических наук и искусств. — Тодоровский жил на положительной эмоции, избегал маленьких конфликтов, которые часто появляются в среде живописцев. Он потрясающе соединял в для себя талант и технику режиссера, а за кажущейся простотой его кинофильмов возникала необычная глубина, и все в его лентах пульсировало жизнью».
«Его уход из жизни — большая утрата, киноленты его были необычно правдивы. Он, как не достаточно кто иной, снимал достоверно киноленты о войне, участником которой он был, и которая преследовала его до крайних дней», — выделил Владимир Наумов.
«Погибель Петра Ефимовича Тодоровского — большущая утрата для отечественной культуры, — признал министр культуры Владимир Мединский. — В нашем синематографе незначительно таковых безусловных авторитетов, каким был Петр Ефимович. Его киноленты можно именовать летописью различных периодов жизни нашей страны. Тодоровский умел узреть историю, героев, происшествия и позже передать на экране так, что у зрителя не появлялось колебаний — на экране правда».
Кинорежиссер погиб опосля сердечного приступа, подтвердила его жена Мира Тодоровская.
Прощание с Тодоровским пройдет в Доме кино.
Петр Тодоровский родился 26 августа 1925 года в городке Бобринец Кировоградской области Украинской ССР. С лета 1943 года - он курсант Саратовского военно-пехотного училища, а с 1944 года — командир минометного взвода в составе 93-го стрелкового полка 76-й стрелковой дивизии 47-й армии Первого Белорусского фронта.
Тодоровский дошел фронтовыми дорогами до Эльбы, был ранен, награжден орденами Отечественной войны I и II степени и медалями. Конкретно во время войны Тодоровский решил связать свою жизнь с кино, посмотрев на работу фронтовых корреспондентов. В 1954 году Тодоровский закончил операторский факультет ВГИК.
Петр Тодоровский был принят оператором на Одесскую студию, где проработал 10 лет. Посреди его операторских работ такие известные картины, как «Весна на Заречной улице», «Молдавские напевы», «Моя дочь», «Два Федора».
За кинофильм «Жажда» Петр Тодоровский получил свою первую профессиональную заслугу — вторую премию на Всесоюзном кинофестивале «Минск-60». В картине 1963 года «Никогда» он в первый раз попробовал себя в режиссуре.
1-ый самостоятельный кинофильм «Верность» Тодоровский снял в 1965 году по собственному сценарию, написанному по военным впечатлениям.
Посреди лент кинорежиссера Тодоровского картины «Верность», «Фокусник», «Городской романс», «Военно-полевой роман», «Возлюбленная дама механика Гаврилова», «Анкор, еще Анкор», «По главной улице с оркестром», «Интердевочка», «Риорита», «Фокусник», «Крайняя жертва» и остальные.
Он владел редким умением работать на стыке жанров и создавал человечное, доброе кино «про жизнь». В картинах Петра Тодоровского органично смешиваются лиризм и мягенький юмор, хохот, оттененный печалью, и мужественный сдержанный драматизм, умеренная поэтичность.
Кинофильм «Военно-полевой роман» был номинирован на «Оскар». Картины режиссера отмечены русскими премиями «Ника», «Киношок», «Созвездие», «Золотой Овен», основным призом «Кинотавра», призами почти всех интернациональных кинофестивалей, в том числе в Венеции, Испании и Токио.
Как актер Петр Тодоровский снялся в 2-ух картинах, посреди которых «Был месяц май». Кинорежиссер также писал музыку к большинству собственных кинофильмов. Ко почти всем фильмам Петр Тодоровский сам писал сценарии.
Особенное место в творчестве Петра Ефимовича занимала музыка, которую он писал не только лишь для собственных картин, да и к фильмам остальных режиссеров — «Посильнее урагана», «Над нами Южный крест», «Мои современники», «Праздничек». Были выпущены два музыкальных диска — «Музыка Петра Тодоровского» и «Ретро вдвоем».
Народный артист РСФСР Петр Ефимович Тодоровский был награжден орденом «За награды перед Отечеством» II, III, IV степеней, удостоен Госпремии в области литературы и искусства 1995 года, специального приза президента Рф «За выдающийся вклад в развитие русского кино».
Супруга Петра Тодоровского Мира сначала 1990-х годов сделала свою независимую студию «Мирабель», на которой Петр Ефимович снимал свои киноленты. Отпрыск Петра Тодоровского Валерий тоже стал кинорежиссером, сняв киноленты «Любовь», «Страна глухих», «Любовник», «Стиляги».