Гриша Брускин — одна из культовых фигур русского современного искусства. В Русском Союзе его работы были фактически неопознаны публике, а выставки не один раз запрещались властями. Известным живописец стал в одночасье: в 1988 году в Москве прошел 1-ый и крайний аукцион Сотбис, на котором 6 картин Брускина, включая самую известную — «Базовый лексикон» — были проданы за рекордные для современного российского искусства цены. На данный момент мастер живет в Нью-Йорке. Работает в США, Европе, Израиле. В Рф устраивает выставки в Муниципальном Музее изобразительных искусств имени Пушкина в Москве и в Российском музее в Петербурге.
И вот в музее современного искусства в бывшем столичном кинозале «Ударник» — новейший проект «Коллекция археолога». Гриша Брускин в роли археолога — это, естественно, метафора. По сути он никогда не раскапывал исторических древностей. Его археологическое поле — художественное. Живописец как будто садится в машинку времени и становится археологом, который через много десятилетий вправду находит русские артефакты и по ним пробует выяснить, какой была жизнь великой страны под заглавием Советский Альянс. По словам Гриши Брускина, «Коллекция археолога» — это исследование того, как преобразуются в руины культурные, исторические и идеологические легенды.
«Мне захотелось представить для себя археолога, который вроде бы раскопает историю опосля того, как эта история разрушилась. Я взял персонажей из “Фундаментального лексикона”, вылепил их в монументальном размере, разрушил их, позже опять собрал, позже зарыл в землю на несколько лет, позже вытащил и представил их как музейную коллекцию».
Сплав причудливо покрыт патиной, на статуях - следы временных разрушений. «Маршал» стал безногим, «Спортсмен» с надписью «СССР» на груди лишился головы. А от ребенка, держащего в руках планер, и совсем сохранился лишь сам планер. Фигуры-эмблемы официальной русской культуры «читаются» также просто, как и на той известной картине «Базовый лексикон», где они сведены воедино на огромных таблицах. Гриша Брускин человек обстоятельный и подробный, он мыслит коллекциями. За что не возьмется - за картину, шпалеру, фарфоровый сервиз, — выходит словарь.
«Археологический» проект Брускина не так издавна получил фактическое продолжение. Дело в том, что для парижской Глобальной выставки 1937 года был построен не только лишь русский павильон, украшенный известной статуей «Рабочий и колхозница», да и сделаны парковые пропилеи с барельефами на тему дружбы народов в СССР. Пропилеи были разрушены во время гитлеровской оккупации Франции. Казалось, что они утрачены навсегда, замечает Гриша Брускин.
«Совершенно не так давно рабочие наткнулись на пятиметровой глубине — это был некий погреб - на непонятные артефакты. Когда спецы посмотрели, то сообразили, что это остатки тех пропилей. Снова не удалось улизнуть из реального. “Последующее будущее” уже вышло».
«Игра» с течением времени излюбленный прием Гриши Брускина. В 2012 году за установку «Время Ч» он получил в Рф главную национальную премии в области современного искусства — премию Кандинского.