Предпосылкой для беспокойства за судьбу эрмитажной коллекции со стороны петербургской общественности послужило выступление директора ГМИИ имени Пушкина Иры Антоновой в процессе «прямой полосы» президента РФ Владимира Путина. Антонова озвучила свою давнюю идею о воссоздании в Москве Музея новейшего западного искусства, закрытого в 1948 году по приказу Сталина. В ответ на это директор Эрмитажа Миша Пиотровский заявил, что он против этого и будет отстаивать право сохранения коллекции в Петербурге.
Основной хранитель отдела западноевропейской живописи Эрмитажа Альберт Костеневич напомнил, что Музей новейшего западного искусства в Москве практически просуществовал 17 лет. «В 1943 году все картины оттуда эвакуировали, и больше они туда никогда не ворачивались. В тайном приказе Сталина о закрытии музея говорилось: “передать картины музею имени Пушкина и остальным музеям”.
“А что означает „остальные музеи“? Есть ли там условия для хранения этих картин? Сумеют ли они взять на себя такую ответственность? Эрмитаж выручил эти картины”, — произнес Костеневич на круглом столе в пресс-центре РИА Анонсы.
Ведущий научный сотрудник Эрмитажа Юлия Кантор отметила, что ежели картины все таки передадут новенькому музею, то возникнет прецедент, “пойдет цепная реакция”. “Каждый музей начнет предъявлять претензии к своим коллегам, не лишь в нашей стране. К примеру, республики, входившие в состав Русского Союза, начнут просить вернуть какие-то объекты — мы ведь чрезвычайно много из республик вывозили. Мы сами, снутри собственной страны, меж 2-мя столицами рискуем спровоцировать такие действия”, — произнесла она.
Вдова режиссера Алексея Германа Светлана Кармалита заявила, что “эта передача невозможна”. “Я поглядела интервью Иры Антоновой и решила, что что-то не в порядке с моими ушами. Прочла, сообразила, что совершенно все плохо, прочла снова. И я не понимаю, почему таковая спешка, когда дело касается искусства. Почему конкретно третье число (к 3 июня Минкультуры РФ по указанию правительства РФ вместе с Союзом музеев и иными заинтересованными организациями обязано разглядеть вопросец о необходимости воссоздания ГМНЗИ — ред.)”.
“Ежели так, я за отмену 3 июня, раз в сей день может свершиться такое ужасное, непоправимое событие”, — произнесла она.
Директор департамента культурного наследия Минкультуры РФ Наталья Самойленко в свою очередь сказала, что министерство при принятии решения будет учесть мировоззрение каждого человека. “Отменить 3 июня я не могу, и к этому числу придется решать этот вопросец. На днях на веб-сайте министерства культуры открыто обсуждение темы возрождения Музея новейшего западного искусства. Принять роль в обсуждении может каждый, кого тревожит передача картин в Москву. Мы будем учесть мировоззрение каждого человека”, — произнесла она.
Даниил Гранин, писатель и публичный деятель, знатный обитатель Петербурга, считает, что при помощи картин импрессионистов русская интеллигенция уходила от сталинизма, от всей прежней жизни.
“У Петербурга много чего же можно взять. „Медный всадник“, „белоснежные ночи“. Все можно забрать. Что такое Эрмитаж для всего мира? Это история того, как выручали искусство, как полюбили искусство”.
“Я помню, как мы приходили на выставку импрессионистов, как осваивала интеллигенция и вся Наша родина это новое слово в искусстве, сколько было споров, недопонимания, как мы уходили при помощи этих картин от сталинизма, от всей прежней жизни. Эрмитаж — это любимое детище русского искусства”, — произнес он.
Расширенное заседание Экспертного совета при Минкультуры РФ, на котором обсудят тему воссоздания (ГМНЗИ), состоится 21 мая вместе с президиумом Союза музеев Рф во главе с Мишей Пиотровским.
Глава Эрмитажа Миша Пиотровский считает, что передача коллекции приведет к полному взрыву одного музейного места в Рф.