— Судьба населения земли в XXI веке зависит не от кибернетиков, не от генных инженеров либо нанотехнологов. А от тех ученых, чья научная специальность именуется «Теология». Я имею в виду собственных мусульманских коллег, — заявил богослов Кураев. — Дело в том, что ислам, где нет иерархии духовенства, — это религия ученых. Человек, посвятивший более 12 лет жизни исследованию Корана (улем), получает право на авторизацию исламского учения. Он истолковывает нормы шариата, проецирует их на контекст современной жизни и говорит, что можно, что нельзя.
Так как ислам интернационален, улемов множество — естественно, по ряду вопросцам у их нет согласия. Это нормально и любопытно. Но есть один вопросец, от решения которого зависит в целом атмосфера на нашей планетке. Он касается значения определений. А конкретно — термина «шахид». В переводе на российский — «богатырь, герой». К кому можно приложить этот высочайший титул? Скажем, сарацинский воин, который вступает в заранее неравное, проигрышное схватка с рыцарями-крестоносцами, — непременно, достоин так называться. А тот, кто взрывает школьный автобус с детками? Он шахид либо подонок? От ответа на этот вопросец зависит чрезвычайно почти все в наше время. Представления улемов тут разнятся. И от того, какая их фракция одолеет, зависит наше благополучие.
Распространенное мировоззрение о том, что у террористов нет национальности и религии, Андрей Кураев охарактеризовал как «научную ложь»:
— Может, в воронежский сельхозинститут обратиться: правда ли, что есть яблочки, у каких нет яблоньки?.. Современная наука знает, какими тыщами часто невидимых, неосознаваемых нитей человек вписан в контекст бытия. Какие он сказки слушал, с кем играл — весь космос соц связей. Помню, как мальчиком прогуливался с папой в кино, первым вопросцем было: «Папа, где наши?» (признаюсь, «нашими» для меня тогда были красноватые). Чрезвычайно принципиально осознавать, за кого болеть. И вот когда я сейчас слышу от знатных мусульманских фаворитов, что террористы, дескать, не «их» люди не имеют дела к исламу, постоянно удивляюсь: террористы книгу о Винни-Пухе, что ли, не так прочли в свое время, что за автомат Калашникова взялись?..
Сам Кураев убежден: раз люди вроде Царнаевых довольно методично возникают в мусульманском мире — означает, в нем существует методика подготовки этих типов, определенный набор цитат, который приводит людей в боевое настроение.
— Разумеется, что цитаты эти — из исламских знатных текстов. Братья мусульмане! Не делайте вид, что их нет. Предложите другое, мирное истолкование — выбейте это орудие из рук радикалов! — призвал он, выделив, что опасности, связанные с осознанием канонических текстов, есть во всех глобальных конфессиях. — По мере развития хоть какой религии в ней формируется две богословские школы: условно говоря, богословие любви и богословие ненависти. И от тебя лично зависит, в какую из школ себя записать.
Поглядите: годом ранее, когда шла дискуссия вокруг «пусек», у различных православных священников одно и то же Евангелие раскрывалось на различных страничках. У одних — где Христос бичом изгоняет торговцев из храма. У остальных, в том числе у меня, — словестно Христа: «А Я говорю для вас — благословляйте проклинающих вас»…
Продолжая эту мысль, лектор представил, что и цитаты из Евангелия, которое держит раскрытым Спасатель на иконах самого всераспространенного типа, зависели от публичной обстановки на момент написания вида. Допустим, в эру Ивана Сурового на таковых иконах могло бы стоять: «Аз есмь трибунал миру». В слащавом XIX-м веке — «Да любите друг дружку». А в сегодняшнюю эру энергетических монополий, пошутил Кураев, уместно было бы: «Аз есмь свет миру»…
— Вот в православном мире в ближайшее время возникла таковая порода людей — «энтеобразные» (от фамилии москвича Дмитрия Энтео, снискавшего дурную славу брутальными выходками под предлогом борьбы за веру. — «РГ»). Которые способом мордобоя все решают. Их возлюбленная боевая цитата — из Иоанна Златоуста: дескать, ежели ты услышишь, что кто-то хулит Бога, подойди и освяти руку твою ударом. Я инспектировал — есть такое. Но у такого же Златоуста есть слова о недопустимости насилия в вопросце религии и деле проповеди. Не считая того, святитель был язвенником, а для таковых людей характерны перепады настроения и приступы мизантропии. И уж совсем нельзя представить, чтоб Христос послал апостолов биться с язычниками на физическом уровне, — добавил Андрей Кураев.
Как досадно бы это не звучало, существующая система образования в Рф не обеспечивает формирования у людей способностей критического мышления. Разделение первого в стране университета — Славяно-греко-латинской академии — на заведение светское и духовное (сейчас это МГУ и МДА) пошло, как считает Кураев, не на пользу высшей школе. Семинаристы и академисты в том же Сергиевом посаде не получают всеполноценных познаний о окружающем мире, а студенты классических институтов без факультетов теологии лишены способности правильно представить для себя мир религии. Всеобщая же нехватка общей культуры, а в особенности культуры дискуссии, и приводит к острым публичным конфликтам на околорелигиозные темы.
Андрей Кураев поддержал идею открыть богословский факультет в воронежском госуниверситете (ВГУ), отметив, что качество образования задается быстрее не предметом лекции, а масштабом личности лектора. Потому принципиально подыскать добротных педагогов, а студенты (как и работа им по окончании университета) найдутся. Ведь для Рф развитие православного богословия более значимо, чем изыскания ученых мусульман. Даром что на поддержание исламского образования в стране в прошедшем году был выделен млрд экономных рублей.