В русское время, в том числе и в Азербайджане, в разных учреждениях, конторах, предприятиях синекура была достаточно всераспространенным явлением. Служащие исправно приходили на работу, копошились в бумагах, в большинстве которых ровненьким счетом не разбирались, просиживали положенные 8 часов рабочего дня, и с чувством выполненного долга уходили домой. И лица, занимавшие эти синекурные посты, в конце месяца получали достаточно хорошую по тем меркам зарплату.
Ясное дело - манна небесная когда-нибудь да кончается, и людям, привыкшим к синекуре, опосля развала СССР, пришлось достаточно туго. Опосля обретения Азербайджаном независимости никто не собирался платить за таковой упорный «труд», как «ничегонеделание».
Но, как говорится, свято место пусто не бывает. Чрезвычайно скоро эта вопиющая «несправедливость», когда честным (не совершенно, точнее, совершенно не) бездельникам не платили добротных средств, была устранена.
Спустя некое время синекура вновь обрела вторую жизнь, но сейчас уже в независящем Азербайджане, расцвела, осыпая семечки в благодатную почву, начиная от уже несуществующих ЖЭКов до министерств.
Например, в Хатаинском районе Баку есть жд станция «Нариман Нариманов». Точнее, была, потому что она не работает. Хотя есть и здание с залом ожидания, касса, начальник, сторож, либо говоря современным языком, секъюрити, и даже уборщица. Но все это просто бутафория.
А ведь когда-то на данной нам станции пассажиры брали билеты, простаивали в зале ожидания, чтоб добраться на электричке до пригородов Баку либо же на жд вокзал. Ну, и, конечно, «Нариман Нариманов» служил промежной станцией для поездов, следовавших из Баку в северном направлении и обратно.
Но пару лет назад электрички прямо за троллейбусами и трамваями отдали приказ долго жить. Видимо, кое-кому показалось, что жителям Баку вредоносен незапятнанный воздух, и решили убрать экологически незапятнанный вид транспорта.
Пропали электрички, поезда закончили останавливаться на этом промежутке пути, и станция стала ненадобной. Помните, дворника дома №5 из романа «12 стульев», который благодаря кипучей деятельности Виктора Полесова, остался без ворот? А соответственно и без еженощного заработка - «ворот не было, нечего было открывать, и загулявшим жильцам не за что было отдавать свои гривенники». Образно говоря, неприкаянная станция - это и есть вышеупомянутый дворник, а электрички - ворота.
Но не здесь то было. Невзирая на свою никчемность, азербайджанский «дворник» хорошо живет и без «ворот». Так огласить, олицетворяет живой монумент синекуре.
В особенности оказывается на виду здание жд станции. Как и в большинстве собственном всякая никчемность, это здание старается смотреться так, чтоб со стороны никто не додумался о его бесполезности. Одна лишь табличка с угрожающей надписью «Сторонним вход воспрещен» над дверью комнаты сторожа чего же стоит. Для больщей уверительности, что это суровое учреждение, надпись выведена на 3-х языках: азербайджанском, российском и британском.
Пока мы разглядывали и фотографировали «скрытый» объект, из недр собственной комнатушки возник и сам секъюрити. Сторож оказался на уникальность разговорчивым и, или он сам от природы любитель поболтать, или от одиночества, говорил о станции с упоением.
Как нам поведал словоохотливый собеседник, зал ожидания издавна уже на замке, электричек нет, а поезда, как было уже указано выше, тут не останавливаются. Но зато начальник, уборщицы и он сам трудятся денно и нощно. В чем заключается его функции, нам не удалось узнать, но зато о «титаническом» труде уборщиц можно было судить по пустым бутылкам из-под колы, завалявшихся на рельсах. А вот зарплату платят исправно, и это похвально. По правде, почему бы и обычным людям не отведать плоды синекуры, тем паче, что сиим грешат и некие наиболее ответственные лица.
Беря во внимание то событие, что данная станция имеет прямое отношение к ЗАО «Азербайджанские стальные дороги», мы связались с главой отдела по связям с общественностью этого ведомства Надиром Азмамедовым. Но, он произнес, что этот вопросец находится вне его компетенции, и посоветовал нам обратиться к некоему Джамиль муаллиму из такого же ведомства. К огорчению, наши пробы отыскать Джамиль муаллима так не увенчались фуррором.
Хотелось бы верить, что прошедшее в лице неприкаянной станции (а схожих станций в городке несколько) когда-нибудь станет предвестником возрождения в Баку электричек. Возвращение электричек может решить несколько заморочек: разгрузить пригородные автобусы, привести в божеский вид замусоренную местность вокруг станции, положить конец «ничегонеделанию». Ну и сторожа жаль, не с кем человеку побеседовать. Прямо как в одиночной камере, тем паче с таковой угрожающей надписью…
Фарид Теймурханлы