Обычный взор на распространение земледелия в Южном Китае и Юго-Восточной Азии таков:
культура рисоводства распространилась из континентального Китая на юг — поначалу на Тайвань, а потом на острова Юго-Восточной Азии. При всем этом, кроме искусства возделывания риса, распространялось также свиноводство, а еще особенная керамика и австронезийские языки.
Движение культуры началось с местности Южного Китая, по-видимому, 5 тыс. годов назад, хотя, может быть, и ранее, а закончилось оно к 1200 году до н.э. с колонизацией отдаленных островов Океании. Эта модель построена на данных археологии, генетики и лингвистики.
Тем более, еще пока очень слабо исследован рацион питания старых обитателей современного Китая к югу от бассейна реки Янцзы и схожих территорий Юго-Восточной Азии, также механика распространения рисоводства на этих землях. Кислые земли субтропиков Восточной Азии мешают сохранению тут органических остатков. По данной нам причине интернациональный коллектив исследователей, представляющий Великобританию и Китай, решил применять способы археоботаники, чтоб ответить на вопросцы, вставшие перед историками. Результаты исследования были размещены в знатном научном журнальчике PLOS ONE.
Для исследования группой ученых были выбраны артефакты археологического комплекса эры неолита Синьцунь, находящегося в 180 км к юго-западу от городка Гуанчжоу.
Раскопки в этом месте проводились с июля 2008 по апрель 2009 года. Тут был найден ряд поселений, расположенных вблизи от старого пресноводного озера. Масс-спектрометрический анализ показал, что датируются места проживания неолитического населения приблизительно 3500-2470 годами до н.э. Археологический комплекс включал в себя места проживания человека, различного рода ямы, созданные для хозяйственных нужд, очаги.
Материальная культура старого населения Синьцунь включала керамику с примесью песка, каменные орудия труда, в том числе терочные плиты, терочники-песты, обработанные орудия из гальки, разные грузила для рыбной ловли.
Используя фитолитный анализ и исследование остатков крахмала, ученые исследовали 12 найденных в итоге раскопок археологического комплекса Синьцунь каменных орудий труда, которые использовались как терочники, ступы и песты. Результаты были соотнесены со справочно-информационным фондом старых растительных остатков Института географии и исследований природных ресурсов Китайской академии, включающим 150 азиатских видов растений, также коллекцией Института Лестера, содержащей растения 30 родов.
Ученые узнали, что во время неолита растительный рацион питания населения субтропической части Южного Китая составляли саговые пальмы, бусенник обычный, бананы, корешки и клубни пресноводных растений, папоротников, также одичавший рис.
На каменных орудиях труда было найдено 85 частиц крахмала, принадлежащих к семейству пальмовых, из их 78 относится к роду кариота, 6 — к корифе и одна, может быть, к аренге. 17 частиц идентифицированы как банановые, при всем этом 10 близки по структуре к предшественнику одомашненного банана, так именуемому банану заостренному. Также на реликвиях были выявлены остатки пресноводных растений: лотоса орехоносного, стрелолиста, китайского водяного орешка, ангиоптериса. 53 частички, выявленные на неолитических орудиях труда, принадлежат бусеннику обычному, 5 — дубовым желудям. Фитолитный анализ не только лишь подтверждает исследование остатков крахмала, да и дополняет его. Около 1% фитолитов, выявленных в процессе исследования, были идентифицированы как принадлежащие рису.
Таковым образом, можно с уверенностью огласить, что
пальмовые являлись одной из более принципиальных составляющих рациона неолитических обитателей Южного Китая.
Все три рода пальм употребляются для получения саговой муки и обычно употреблялись в еду в Китае. А именно, кариота упоминается еще в работах, написанных при императоре Хуэй-ди династии Западная Цзинь (290 - 307 н.э.), а создание крахмала из пальм отмечено в китайских работах V века н.э. Саговые пальмы являются надежным и полностью обильным источником питания, но переработка их довольно трудоемка.
До этого дня крахмал употребляется в традиционной кухне, и на данный момент мы его можем отыскать на нашем столе. «Один из самых фаворитных десертов на Тайване готовится с добавлением бардовых бобов и желейных шариков из пальмового саго либо тапиоки», — говорит младший научный сотрудник Центра сравнительного исследования цивилизаций Северо-Восточной Азии Института Далекого Востока РАН Лидия Стеженская. «Также чрезвычайно популярны сладкие блюда, пришедшие из Юго-Восточной Азии (так именуемые “малайские десерты”). Какой-то из них варят из риса и крахмалистых товаров — батата, саговой муки, желе из тапиоки. Позже остужают и добавляют фрукты и кокосовое молоко. Десерт имеет приторно-сладкий вкус и неаппетитный сиреневый цвет, но считается питательным и вкусным.
Более известным напитком на Тайване и юге Китая является молочный “жемчужный” чай. В крайние годы под английским заглавием bubble tea он стал популярен в Европе и в Рф. Шарики-»жемчужины" делают как раз из саговой пальмы либо клубневых растений.", — добавляет ученый.
Банановые также обширно использовались старыми жителями субтропической части Восточной и Юго-Восточной Азии,
древная культивация бананов была найдена в Новейшей Гвинее, относят ее к 6950- 6440 годам до наших дней, листья использовались в качестве крыш для жилищ, накидок от дождика, волокон для плетения. Может быть, плоды одичавшего банана не использовались жителями Синьцунь для пищи, тем более, в еду могли употребляться ростки либо же рыхловатая сердцевина стебля.
Почти все растения, остатки которых были обнаружены на каменных орудиях археологического комплекса эры неолита, до этого времени очень популярны в качестве еды либо фармацевтических средств у современного населения Южного Китая. «Бусенник упоминается еще в “Трактате о корнях и травках”, который приписывают старому императору Шэнь-нуну (3 тыс. до н.э.), посреди остальных трехсот фармацевтических растений. Это известное средство для нормализации обмена веществ», — ведает Стеженская.
«Семечки лотоса, символизирующие бессчетное потомство, - составляющая обычного блюда, которое подают на китайских свадьбах. Корень, при разрезании представляющий из себя округлые ажурные пластинки, добавляют в супы, сладкие блюда, но почаще всего употребляют в тушеном виде как пресный гарнир, отлично дополняющий хоть какое мясо и овощи.
В качестве того же безвкусного гарнира употребляют стрелолист и водяной орешек. По употреблению в еду эти растения можно сопоставить с нашей картошкой», — разъясняет ученый.
Некие виды папортниковых употреблялись в еду в Китае во время голода, а именно, в 1959-1961 годах.
Возникает вопросец, почему обитатели Синьцуня еще не начали растить рис, тогда как их соседи равномерно переходили к рисоводству. Так, в южных районах провинции Фуцзянь одомашненный рис зафиксирован уже к 2870-2340 годам до н.э., в археологическом комплексе Шися (юг провинции Гуандун) его выкармливание относят к 3000-2500 годам до н.э. (в материковой части Юго-Восточной Азии рисоводство распространилось на рубеже III тысячелетия до н.э.).
По-видимому, различное устойчивое питание, основой которого были богатые крахмалом плоды, корешки, клубни одичавших растений, также обширное распространение саговых пальм делали условия для наиболее позднего перехода к трудозатратному сельскому хозяйству. Создатель: Илья Сайгонов