Предпарадный обряд отработан до мелочей. Еще до восхода — водные процедуры для танков и БТР. Наведение лоска. После этого бойцам уже строго-настрого запрещают подниматься на броню без особых бахил.
К устрашающему своими размерами и внутренностями «Тополю-М» за крайние пару лет зрители успели привыкнуть. А вот новый бронетранспортер БТР-82А почти все увидят в первый раз. Он, естественно, похож на собственного предшественника, но вполне обновленная 30-миллиметровая пушка и поболее массивная броня существенно наращивают его боевую эффективность.
Сзади - две недельки занятий и бессонных ночей. За это время экипажи научились ощущать друг дружку даже через железо. Самоходные артиллерийские установки «Мста-С» способны убить хоть какой укрепленный объект противника на расстоянии до 25 км. На брусчатку Красноватой площади они вкатываются корпус в корпус.
В это время уже поднялись в воздух с аэродрома в Энгельсе стратегические ракетоносцы, готовятся к взлету фронтовые бомбардировщики липецкого центра подготовки и переучивания летного состава и воронежской авиабазы первого командования Западного округа. Они строят в воздухе тактическое авиационное крыло. 10 боевых машин. На подходе военно-транспортные Ил-76, тройка сверхзвуковых ракетоносцев Ту-22М3 и четыре высотных истребителя-перехватчика МиГ-31, чьи рекорды остаются непобитыми уже несколько десятилетий. С подмосковной Кубинки взлетают 28 боевых машин. Самыми первыми — несколько вертолетных групп, им через пару минут открывать воздушную часть парада Победы, и от слаженной работы пилотов зависит чрезвычайно почти все.
«Российские витязи» и «Стрижи» строят собственный именитый «Кубинский бриллиант» из 9 машин и удаляются за горизонт. Там, на границе Тверской и Столичной областей, вся эта сводная воздушная армия из 68 самолетов и вертолетов занимает парадный строй и берет курс на Красноватую площадь.
С каждым из бортов держат связь старшие офицеры командования Военно-воздушных сил. Корректируют прохождение контрольных точек с точностью до секунд. Внизу проплывают Ходынка, Тверская и, в конце концов, Красноватая площадь. Возникновение в небе 1-го из больших городов мира стратегических ракетоносцев вызывает у зрителей трепет и уважение.
Сходу опосля парада экипажи разлетаются по местам базирования. Коллеги по летной службе едва-едва успевают узреть друг дружку в небе. Поближе всех путь домой для кубинских пилотов.
Просто так возвратятся домой опосля сложного задания — не в правилах «Российских витязей» и «Стрижей». Каждый раз они позже крутят над родной Кубинкой бочки и петли. Но роль в Параде Победы — это постоянно особенная ответственность, это постоянно нервишки на пределе. И когда смотришь, как тяжело садятся самолеты, кажется, можно даже ощутить их вялость.
Традиционно общительный командир «Витязей» Андрей Алексеев в такие моменты немногословен: «Считаю, что нормально прошел, отработали все штатно. Вышли в данное время. Все в порядке».
«Просвет над Красноватой площадью я выполнил сейчас в первый раз. Для меня это праздничек, так же, как для всей нашей страны. Это великая победа нашего народа над немецко-фашистскими захватчиками. И охото поздравить, конечно, всех ветеранов», — говорит Дмитрий Селиванов, командир звена авиационной группы высшего пилотажа «Стрижи».
Единственное, о чем жалеют пилоты, — что, управляя в плотном строю боевыми машинками, они просто не успевают поглядеть вниз и узреть лица тех, для кого они выполняют такую сложную, но такую прекрасную работу.