В Мурманске накануне майских праздничков ветераны войны получили от филиала Военно-мемориальной компании (ВМК) письма, похожие на поздравления, с рассказом о положенных им при захоронении льготах. В тексте послания управляющий компании Александр Беликов пояснял, что, когда погиб его отец-ветеран, мама растерялась не знала, как его хоронить. Почти все ветераны расценили рассылку как кощунственную. Поддержала их и губернатор Мурманской области Марина Ковтун, потребовавшая от предпринимателей извинений. «Спасибо, что не попросили извиниться»,-- парировал государь Беликов, но извинения все таки принес. На защиту коллеги встало и управление ВМК: «Еще наиболее кощунственной является ситуация, при которой пожилые люди обязаны без помощи других откладывать средства на темный день, думая, что им некоторому посодействовать».
Больше всего скандалов возникает с поздравительными билбордами, на которых русских боец путают с бойцами остальных армий. Так, в крайних числах апреля в Тюмени возникли плакаты с надписью «Спасибо за мирное небо над головой» с коллажем из 15 фото, на 3-х из которых изображены германские бойцы. Глава управы Центрального административного округа Тюмени, заказчик плаката Валерий Борисов, сказал «Ъ», что опосля возникновения публикаций в СМИ плакаты были изменены, но он не лицезреет в произошедшем ничего предосудительного: «На фото некий германец писал письмо домой о том, что Наша родина одолела,-- что здесь отвратительного?» — недоумевал государь Борисов. В Златоусте (Челябинская область) героями билборда «Это наша победа» стали южноамериканские военные, водружающие знамя на бугор опосля битвы за Иводзиму (1-ая военная операция военных сил США на местности Стране восходящего солнца). По словам управляющего пресс-службы администрации Златоуста Артема Алексахи, поздравительный плакат был инициативой маркетингового агентства «Армада Аутдор»: «Они желали сделать подарок, но вышла ошибка. Когда она была выявлена, администрация рекомендовала плакат снять». Директор компании «Армада Аутдор» Дмитрий Чукой объяснил «Ъ», что все дело в сжатых сроках подготовки к праздничку.
В Ульяновске на улице Гончарова, по которой 9 Мая проходит шествие ветеранов, возник плакат с надписью: «1941 год. В Ульяновской области развернуто 25 госпЕталей». В пресс-службе администрации городка «Ъ» пояснили, что контролировал выполнение заказа Комитет архитектуры и градостроительства, ошибку сделал подрядчик и «она будет устранена методом заклеивания ошибочной буковкы правильной». В Якутске на автобусных остановках к праздничку установили плакаты с портретами ветеранов войны. Проект попортили те же грамматические ошибки: так, на остановке на улице Кирова возник плакат с портретом ветерана Прокопия Березина. В биографии ветерана было указано, что он родился в 1992 году, также «награжден орденом Отечественной войны II степени, “За освобождение Ленинграда, за Германии, за Стране восходящего солнца”» — так создатели уменьшили наименования наград. В МКУ «Служба инфы, рекламы и контроля» Якутска «Ъ» сказали, что плакат будет демонтирован, а ошибки исправлены.
В процессе подготовки к праздничку в регионах случались и остальные курьезы. К примеру, в Орджоникидзевском районе Екатеринбурга работники Комплексного центра общественного обслуживания населения (КЦСОН) поздравили пенсионерок с Деньком Победы омолаживающими кремами. «Для чего мне? Лучше бы яблок подарили»,-- прокомментировала подарок одна из пожилых дам. Но заместитель директора КЦСОН Вера Максимова поведала, что подарки — спонсорская помощь: «Не нравится бабушкам — ради бога. Но у нас есть такие бабушки, которые смотрят за собой». В Калининграде же один из местных банков по-своему отметил День Победы, разработав маркетинговый слоган «Родина-мать зовет взять кредит под 18% годовых!!!».
«У нас нет ресурса, чтоб централизовано выслеживать такие препядствия — для этого нужно создавать штатное подразделение с надлежащими возможностями,-- сказал “Ъ” источник в Минобороны.-- Все функции по обеспечению ветеранов замыкаются на региональные власти, которые выполняют их не постоянно отменно. Но ответственность за это лежит лишь на их». «Единственный метод избежать таковых курьезов — выбрать на федеральном уровне одного подрядчика, который будет согласовывать все: от общей концепции до цветовой палитры кампании,-- говорит генеральный директор агентства “Социальные сети” Денис Терехов.-- Это было бы оправданно, беря во внимание нрав и значение праздничка. Пока же из-за закона “О госзакупках” органы власти часто обязаны обращаться не к действенным, а к дешевеньким подрядчикам. Большие компании, гарантирующие качество, тендер проигрывают, а одолевают мелкие конторки. В их посиживают дизайнеры, которым наплевать: “Тигр” будет на билборде либо Т-34».