В новейшей инициативе ФСКН речь идет о тех, кто был уличен в эпизодическом употреблении «дури»: о людях, попавших под трибунал за совершение административных правонарушений, связанных с потреблением наркотиков либо психотропных веществ. Проект постановления правительства, который подготовлен ФСКН и расположен на официальном веб-сайте ведомства, дает утвердить порядок контроля за исполнением обязанности «пройти курс исцеления от наркомании, также медико-социальной реабилитации в связи с потреблением наркотических средств либо психотропных веществ без назначения доктора».
Как надо из документа, получив копию постановления суда, «уполномоченные органы» (сотрудник милиции) заводят на обязанного пройти «обследование и курс профилактических процедур или исцеление от наркомании» гражданина учетную карточку и направляют его в медучреждение. Само медучреждение также обязано поставить его на учет и потом информировать «уполномоченные органы» о отказе пациента от исцеления либо вариантах нарушения его порядка.
Напомним, в декабре 2011 года очередными поправками в Уголовный кодекс была введена новенькая статья 82.1 «Отсрочка отбывания наказания нездоровым наркоманией». Изъявившему желание лечиться нездоровому трибунал может отсрочить заключение до окончания курса исцеления и реабилитации. А «при наличии объективно подтвержденной ремиссии», продолжительность которой составляет более 2-ух лет, трибунал высвобождает осужденного по маленьким преступлениям, связанным с наркотиками, от отбывания оставшейся части наказания.
Не считая того, примечание к статье 6.9. КоАП «Потребление наркотических средств либо психотропных веществ без назначения доктора» вполне высвобождает тех, кто соглашается на исцеление, от административной ответственности за связанные с потреблением наркотиков правонарушения (штрафа в размере 4-5 тыс. рублей либо административный ареста на срок до 15 суток).
Как объяснил «Газете.Ru» начальник управления по взаимодействию с общественностью и СМИ ФСКН Николай Карташов, идет речь о маленьких наркокурьерах, зарабатывающих для себя на дозу.
«Они сами наркоманы, но еще не потерянные для общества. И перед ними будет стоять выбор - или пройти курс исцеления, или получить настоящий срок за хранение и сбыт», — сказал Карташов. Проект постановления, по его словам, был разработан в развитие новейшего закона, который не может работать без контроля за его исполнением.
«Без контроля за прохождением исцеления все это бессмысленно. Человек произнесет в суде, что согласен лечиться, а сам продолжит колоться и торговать. Потому нужен надзирающий орган, может быть, эти функции будут возложены на участковых-уполномоченных. Отмечаются же в милиции люди, получившие условный срок. В Русском Союзе все эти вопросцы решались в системе ЛТП. Но эта система издавна разрушена и на данный момент приходится все создавать практически на ровненьком месте».
Что до постановки на учет людей, не нездоровых наркоманией, то, по словам представителя ФСКН, существует масса методов установить факт эпизодического потребления наркотиков - «тест на наличие наркотика в крови продается даже в аптеке».
Меж тем, воплотить в жизнь идеи ФСКН не дозволят очень ограниченные способности наркологической службы страны, отмечают специалисты.
В текущее время на всю страну приходится всего 207 наркологических реабилитационных подразделений. В системе Минздрава РФ работает 3 реабилитационных центра и 87 реабилитационных отделений для наркологических нездоровых, на которые приходится 1730 койки. Также 109 наркологических диспансеров, оказывающих реабилитационную помощь амбулаторно.
Число негосударственных реабилитационных учреждений (коммерческих, некоммерческих, обществ само- и взаимопомощи) точно не установлено, но в общей сумме существенно превосходит количество муниципальных. По данным заведующего отделением реабилитации Государственного научного центра наркологии Минздрава, академика РАЕН Тараса Дудко, их наиболее тыщи. При этом крупная часть приходится на конфессиональные учреждения. У РПЦ их 40, у церковных организаций — 2, у мусульманских - 1, у Объединения Союза христиан веры евангельской - 600 (из их «Финал» — 35).
Но действующее законодательство не дозволяет негосударственным учреждениям оказывать наркологическую помощь по решению суда, сказал эксперт «Газете.Ru». «Должен быть закон, согласно которому, ежели человеку предлагается таковая формула, он обязан иметь право сам выбирать реабилитационный центр, в том числе, негосударственный, к примеру конфессиональный», — считает он.
Не считая того, по мнению Дудко, нужно различать нездоровых наркоманией и тех, кто замечен в эпизодическом потреблении наркотиков, при котором не требуется ни исцеление, ни реабилитация: «естественно, это тоже проблемная группа, но люди, которым не поставлен диагноз, находятся не на учете, а под наблюдением».
Существующая в Рф система учета наркологических нездоровых отпугивает их от госучреждений из-за невозможности получить медпомощь без соц санкций. А возможность ставить на учет по факту единичного потребления наркотиков многократно прирастит число пораженных в правах людей, отмечает эксперт.
«С учетом беспредела, который разрешают для себя правоохранительные органы, быть может все, что угодно, — говорит он. — На данный момент прокуратура делает запросы и, заставляя диспансер нарушить докторскую тайну, выявляет списки стоящих на учете нездоровых для лишения их водительских прав. Другими словами, не по факту совершенных нарушений (вождения в состоянии наркотического опьянения), а только на основании диагноза людей, пришедших лечиться, их лишают права на профессию, способности трудиться.
Это полностью одичавший закон, превращающий систему учета нездоровых в ужас».
«Нездоровые знают, что посещение наркодиспансера повлечет лишь ограничение его в правах, потому они не обращаются за бесплатной наркологической помощью, — добавляет член Публичной палаты РФ, президент фонда “Нет алкоголизму и наркомании” Олег Зыков. — Экономная наркология остается частью репрессивной гос машинки, какой она была в русское время. А наше общество формально признав, что наркомания и алкоголизм — это заболевание, все равно разглядывают нездоровых людей, как преступников либо моральных вырожденцев». По словам профессионала, он сам лоббировал поправку в законодательство, позволяющую суду предложить в качестве кандидатуры наказанию исцеление и реабилитацию.
Но за прошедшие полтора года так не была отработана соответственная судебная процедура, и судьи не знают, как использовать этот закон.
«На Западе есть спец наркосуды, — сказал он “Газете.Ru”. — Трибунал должен осознавать, какие реабилитационные программы давать подсудимому, как они легитимны, так эффективны. И эти программы должны были соединены с судебной процедурой. А пока этого нет, мы смотрим, как люди, изображающие из себя реабилитологов, по сути, оказываются откровенными уголовниками. Как это было с использовавшей рабский труд маргинальных слоев населения сетью “реабилитационных” центров “Преображение Рф”.
Что до предложения ФСКН ставить на учет всех, кто был замечен в потреблении наркотиков, то за сиим Зыков лицезреет спор меж силовым ведомством и Минздравом за средства на реабилитацию наркоманов. “ФСКН пробует отодвинуть Минздрав, сделать план государственной системы реабилитации, аккредитовать свои организации, — считает он. - Да и Минздрав, приняв в 2011 году эталон реабилитации наркоманов, не развивает реабилитационные ресурсы, потому этот эталон сейчас не нужен”.
Меж тем, ФСКН не оригинальна в собственном стремлении усовершенствовать учет наркоманов - в Госдуме вообщем дают ставить диагноз “наркомания” на глазок.
По мнению создателя внесенного в апреле в парламент проекта конфигураций в антинаркотическое законодательство - главы думского комитета по сохранности и противодействию коррупции Иры Яровой - найти, что человек болен наркоманией можно и в процессе мед осмотра.
По мнению кандидата юридических наук, полковника милиции в отставке Евгения Черноусова, передача права установления диагноза медкомиссии, не имеющей ни базы, ни профессионалов приведет к всплеску коррупции. “Ежели в специализированных учреждениях, где проводится освидетельствование, еще можно навести порядок, то опосля расширение круга лиц, имеющих право на бесконтрольную постановку диагноза, наступит бардак - вымогательство за не постановку на учет станет повсеместным”, — считает эксперт.
Что до инициативы ФСКН, то, по мнению Черноусова, она не соответствует действующему закону “О наркотических средствах и психотропных веществах”.
По словам профессионала, согласно этому закону, найти нуждается ли человек в лечении, установить диагноз “наркомания” и поставить на учет может лишь комиссия муниципального наркодиспансера. И уже после чего трибунал, направлявший подсудимого на мед освидетельствование, может давать ему в качестве кандидатуры наказанию исцеление либо реабилитацию. А не в обратном порядке, как это записано в проекте постановления. “Никто, не считая данной комиссии не имеет законных оснований решать вопросец о лечении, реабилитации и постановке на учет. Либо тогда меняйте закон”, — говорит эксперт.
Создатель: Ира Резник