О актере и персонаже по имени Этуш задумался культурный обозреватель «Вестей ФМ» Григорий Заславский.
Не каждый неплохой актер согласится на роль, которая превратит его в персонаж, другими словами когда человек выходит на улицу либо входит в магазин, а все сходу именуют не имя актера, а имя сыгранного им героя. Не постоянно, правда, это ясно сразу, но нередко — додуматься о этом можно. Таковой ролью для Этуша стал, естественно, Саахов, герой «Кавказской пленницы». Необходимо обладать недюжинной смелостью, чтоб взяться за такую роль, веря в то, что ею жизнь не кончится, что эта — навсегда одна из основных в жизни — не помешает сыграть остальные и что актер сможет перебороть этого всеми полюбившегося героя.
«Аморальный тип, осознаете ли», — эта фраза Этуша-Саахова и сейчас, спустя практически полста лет — узнаваема всеми и одномоментно. Актер, которого предупреждали, что, дескать, не простят для тебя этого героя, стал в итоге народным артистом Ингушетии, возлюбленным и в Грузии, и в Армении, и в Азербайджане. Вообщем, что говорить о смелости — Этуш ведь до того, как придти в театр, в Щукинское училище, успел побывать на войне, повоевать, при этом не только лишь в штабе, был на передовой, прогуливался в разведку. Кстати — недавняя его роль, роль директора Центрального дома актера — тоже была таковая, несколько неожиданная, имея в виду преклонный возраст актера, а его приход в кресло директора был обставлен как целая спецоперация, правда, через год Владимир Абрамович этот знатный пост сам и оставил. Но когда Домом актера правила Маргарита Александровна Эскина и появилась еще одна угроза закрытия дома, конкретно Этуш с его популярностью и боевыми заслугами смог защитить актерский дом.
В Театре Вахтангова он начинал с эпизодов, роли были маленькие, смешные и — запоминающиеся. Он — из числа тех, кто двумя-тремя репликами-штрихами одномоментно умеет сложить нрав. Ну, ах так именитые его высказывания в «Кавказской пленнице». На все времена.
Есть такие неосязаемые определения — дескать, вахтанговский театр особый, сам Вахтангов выдумал некоторый особый умопомрачительный реализм, некоторых крайностей, не отменяющих реализма, так поставил и «Принцессу Турандот», в какой — в новейшей не наименее знаменитой версии данной нам истории Владимир Этуш сыграл Бригеллу. Маска — и сразу живой нрав. Таковыми у Этуша были все — и Журден, и Карабас Барабас в киноприключениях Буратино, и сегодняшний старенькый князь, которого Этуш играет в «Дядюшкином сне» по Достоевскому. И — к юбилею не его, а театра — к 90-летию Вахтанговского театра — он сыграл Грегори Соломона, чуток ли не первого еврея в большой его и длинноватой кино- и театральной биографии. Маленький номер — такой бенефис в спектакле-бенефисе, сцена из пьесы Миллера «Стоимость», Этуш выходит и начинает — по роли — с того, что ему много лет, не 90, но около того — и зал здесь же взрывается овацией.
Много лет он управлял Щукинским училищем, кстати, в самые трудные годы — в те самые 90-е, когда можно было и здание утратить в центре Москвы, а при Этуше напротив училище очередное — примыкающее зополучило. Тоже ведь — талант, какому, пожалуй, позавидовал бы и сегодняшний его герой Грегори Соломон.