Начало космическому туризму было положено японским журналистом Тоёхиро Акияма. В самом начале 90-х годов прошедшего века он отправился на советскую орбитальную станцию «Мир». Правда, его полет был оплачен телекомпанией, на которую он работал.
Пионером же реального космического туризма стал южноамериканский бизнесмен Дэннис Тито. Он отправился на МКС в апреле 2001 года. За прошедшее с того времени время платными услугами Роскосмоса пользовались еще 6 человек. При этом южноамериканский миллиардер Чарльз Симони сделал два платных путешествия в безвоздушное место.
Невзирая на то, что практически все космические туристы - граждане США, сами Соединенные Штаты на коммерческой базе на орбиту никого не посылают. Ситуацию откомментировал академик Русской академии космонавтики имени К. Э. Циолковского Александр Железняков:
«Ежели говорить о современном шаге, то америкосы не занимаются сиим хотя бы поэтому, что у их нет на данный момент пилотируемых полетов. Соответственно нет и способности выслать с специалистами кого-нибудь из космических туристов. Мы увлечены извозом космическим. Мы возим тех же самых американцев на космическую станцию. Ну а ежели покажется возможность, будет свободное место, то тогда мы можем и туриста прихватить».
По сопоставлению с началом практики космических полетов в космос, цены на это наслаждение приметно выросли. Ежели Деннис Тито заплатил за собственный вояж 20 миллионов баксов, то побывавшему на МКС в 2009 году канадцу Ги Лалиберте полет обошелся уже в 35 миллионов. Тем временем больше личных компаний дают побывать на земной орбите. И цены их в разы ниже, чем у Роскосмоса. Стоимость 1-го билета в личной фирме составляет не миллионы, а только сотки тыщ баксов. Но и о реальном космическом полете в данном случае говорить не приходится, уверен Александр Железняков:
«Дело в том, что достаточно бессчетные компании, не так давно появившиеся на этом рынке, дают услугу суборбитальных полетов. Роскосмос же единственный, кто может предложить орбитальный полет. А эти вещи чрезвычайно сильно различаются. Суборбитальный полет - это, на самом деле, прыжок в космос. Те кто будут находиться на борту этого летательного аппарата, будут пребывать в критериях невесомости 5-8 минут, менее того».
Специалисты убеждены, что говорить о превращении космического туризма в всеполноценную индустрию еще рано. Очень уж это специфичное наслаждение, считает управляющий Института космической политики Иван Моисеев:
«Цены растут. По стоимости доступно это чрезвычайно редкому человеку. Принципиально же, чтоб были у него и средства, и энтузиазм, и готовность к риску. Это быстрее экзотика, чем бизнес. Это постоянно будет экзотикой, а не делом. Ежели личные компании сиим займутся, то, естественно, будут некий доход получать. Но только в чрезвычайно маленьком количестве».
Вроде бы то ни было, но за крайнее десятилетие население земли успело свыкнуться с мыслью, что космос стал поближе и доступнее. При этом не только лишь для богачей. В прошлом году русский Центр подготовки астронавтов имени Гагарина в первый раз провел открытый конкурс по отбору претендентов в отряд астронавтов. Испытать стать одним из их мог полностью хоть какой желающий. Всего было подано без малого 300 заявок, из которых в конечном счете отобрали восемь будущих астронавтов. Последующий схожий конкурс планируется провести в 2014 году.