14 мая, на Радуницу, почти все белорусы отправятся к местам упокоения собственных родных - помянуть и навести порядок на могилах. В сей день могилы украшаются новенькими искусственными цветами, а старенькые цветочки выбрасываются.
Так каждый год образуются кучи пластмассового мусора. В городских кладбищах отслужившие собственный недолгий век искусственные декорации вкупе с остальным мусором собираются коммунальными службами и отвозятся на свалку. Деревенские обитатели часто искусственные цветочки с кладбища относят в близкорасположенный лес, украшая таковым образом лесные ландшафты кучами нетленного пластика.
Испокон веков белорусы на места упокоения собственных предков приносили живые цветочки. Сейчас же в дни перед Радуницей городские рынки и улицы завалены разноцветной пластмассовой мишурой. В стоимости она не постоянно уступает реальным цветам - мелкие невзрачные пластмассовые изделия можно отыскать тыщ за 15. Большая часть же произведений рук человека (точнее, китайских фабричных станков) обойдутся тыщ в 20-30. А есть и по 50, и по 70.
Экологи обеспокоены торжеством пластика накануне Радуницы.
Директор Центра экологических решений Евгений Лобанов советует белорусам не применять искусственные цветочки для декорации могил. «Мы их покупаем, приносим на кладбище, и уже через некое время этот предмет становится мусором», — отметил в беседе с «Ежедневником» эколог. - От их и радости никому никакой, и вред окружающей среде наносится значимый".
Спец также направил внимание, что на создание искусственных цветов тратится огромное количество ресурсов, в том числе нефтепродуктов.
Этот пластик не собирается для переработки, и Евгений Лобанов подчеркивает, что проще не создавать делему, чем находить пути ее решения. На могилах можно сажать живые цветочки.
Почти все люди, руководствуясь представлениями, что цветочки с могил нехорошо отправлять на мусорные свалки, сжигают их. Это в особенности активно практикуется в сельской местности. Экологи же настаивают, что мусор вообщем нельзя спаливать. Во-1-х, в составе мусора могут быть какие-то вторичные ресурсы, которые можно выслать на переработку, уделяет свое внимание Евгений Лобанов. А во-2-х, в состав украшений из пластика могут заходить красители, пластификаторы и остальные вещества, которые при сжигании попадут в воздух. «Не считая того в критериях открытого горения, где температура сравнимо маленькая - 200 градусов максимум, могут образовываться новейшие небезопасные хим соединения, — произнес эколог. - Сначала дышать сиим будет тот, кто конкретно спаливает мусор. А в конечном итоге, это вносит собственный вклад в состояние окружающей среды».
Люди разъясняют свою любовь к полипропилену его долговечностью - такие цветочки весь год простоят, до последующей Радуницы. По словам отдельных гостей городского кладбища, делать выбор в пользу пластмассовых цветов подталкивает и расхожее убеждение: «Мертвым живые цветочки не нужно ставить».
Имеют ли такие предрассудки под собой основание в православной традиции, «Ежедневник» узнал в беседе с Павлом Сердюком, настоятелем Прихода храма святителя Николая Японского.
«Какое отношение правоверная церковь может иметь к пластмассовым китайским цветам? - недоумевает отец Павел. — Это незапятанной воды бизнес, люди зарабатывают на этом. Есть спрос - есть предложение. Сейчас в целом есть спрос в нашей жизни на бутафорию, на фальшивку, означает, будет и предложение».
Вся эта пластмассовая бижутерия - это замена, уверен священник. «Что мы несем на могилы? - любовь и скорбь утраты, или мы несем пустоту, которую закрываем какими-то побрякушками».
Настоятель рекомендует людям приносить живые цветочки, а лучше - высаживать живые, которые как раз в весеннюю пору начнут прорастать. «Это таковой знак, напоминающий о воскресении, о нескончаемой жизни. Погибель, хотя она и омрачает жизнь утративших возлюбленного человека, не будет властвовать постоянно».
«Но это актуально для людей верующих. А неверующие люди склонны поступать в рамках некоего общего потока, мэйнстрима, укоренившихся привычек», — произнес Павел Сердюк.
Священник не одобряет распространившихся в широких массах традиций в отношении некрополисов. «Не надо есть на могилах, разводить этих пиров с обильными возлияниями алкоголя. Кладбище в сей день преобразуется в семейные разборки - кто кого обидел, кто больше скорбел…»
При таком наружном посещении кладбищ мы не можем огласить, что мы чтим память собственных предков, выделил настоятель. «Находясь в этом месте, мы ведем себя совсем неблагоговейно по отношению к памяти».
Пытаясь разъяснить, откуда берутся такие традиции, Павел Сердюк направил внимание, что человек на самом деле собственной религиозен. «А погибель, все, что соединено с умиранием, местами упокоения постоянно вызывает желание делать некоторые деяния, — произнес священник. - Нередко, ежели нет осознанной, сформулированной веры в Бога, в воскресение мертвых, в вечное воздаяние, то это выливается в такие квазирелигиозные формы».