«Из всех вопросцев, которые дискуссируются в связи с реформами образования, я бы на данный момент выделил один… Сделаны условия для исследования учащимся муниципальных и городских школ основ религиозной, в том числе православной культуры. Это чрезвычайно принципиальный шаг по направлению к пониманию роли религии в жизни и истории нашего общества. Мы перестаем быть иванами, не помнящими собственного духовного родства, а поточнее, собственной связи с православной культурой», — произнес патриарх.
В остальном же, по его словам, Церковь выступает «как и все здоровые публичные силы, за то, чтоб образование помогало сформироваться неоднозначно развитой, без помощи других думающей, нравственно направленной личности». «Непременно, перевоплощение образования в продукт чуждо нашему обществу, в каком никогда познания не преобразовывались в предмет купли-продажи», — заявил патриарх.
По его словам, общий вектор развития современного информационного общества отлично выражен в понятии «инфотейнмент» — подача инфы через развлечение. «Но доминирование такового подхода в образовании безизбежно ведет к упрощенчеству, поверхностности суждений, а в целом — к атрофии возможности вчитываться, вдумываться, без помощи других размышлять», — отметил предстоятель.
Он выделил, что «это может привести не только лишь к катастрофе в области гуманитарного познания, да и сделать юных людей совсем глухими, невосприимчивыми к Божественному Откровению, которое запечатлено в Священном Писании». Ежели юноша, объяснил патриарх, за всю жизнь не прочел ни одной книжки объемом наиболее 30 страничек, чуть ли ему хватит сил открыть себе Евангелие.