В работе Межсоборного присутствия над общественно важными вопросцами участвуют архиереи, клирики и миряне, а документы доступны для широкого обсуждения в вебе, что свидетельствует о большей открытости Российской православной церкви, чем до этого. Но в феврале этого года Архиерейский собор внес конфигурации в церковный утомившись, которые критически настроенные к церковной иерархии публицисты восприняли как ужесточение «вертикали власти», ограничение возможностей Поместного собора и роли мирян в управлении Церковью.
«Сейчас никто не сумеет отрицать, что благодаря деятельности Межсоборного присутствия культура дискуссии в нашей Церкви вышла на отменно новейший уровень. Для меня чрезвычайно принципиальным показателем истинной, живой соборности, является активное роль мирян и духовенства в разработке принципиальных общецерковных документов, где часто конкретно они, а не только лишь правящие архиереи, выступают с разными инициативами», — произнес патриарх Кирилл, при котором пару лет назад и возник этот новейший совещательный орган Церкви.
По его словам, «нереально для себя представить, чтоб когда-нибудь ранее мирянин из дальной епархии выступил бы с предложениями по изменению какого-то нюанса церковной жизни — и этот глас задал бы тему для обсуждения в высочайшем собрании профессионалов». Предстоятель удовлетворен плодами общецерковной дискуссии в 2012 году по проектам документов Межсоборного присутствия, касающихся современной монашеской жизни, электронных методов идентификации личности, биоэтики и экологии. Он отметил «подлинную вовлеченность широких кругов мирян во все стороны церковной жизни».
«Потому говорить о каком-то “ограничении” прав мирян в вопросце возможностей Поместного собора неправильно. Проект внесения конфигураций в Утомившись Российской православной церкви, также Положения о Поместном и Архиерейском соборах также проходил общецерковную дискуссию», — выделил патриарх.
При разработке этого проекта, добавил он, учитывались и история Российской церкви, и традиции других поместных православных Церквей, и нормы канонического права. «Если б в собственной деятельности Церковь управлялась бы кое-чем другим, то она бы чрезвычайно скоро перевоплотился в политическую партию. Для нас ориентир не современные политические стандарты, а, к примеру, священномученик Игнатий Богоносец, который в послании к Смирнянам писал: “Без епископа нет Церкви, где епископ, там должен быть и люд, так же как, где Иисус Христос, там и соборная Церковь”, — заключил патриарх.