В том, что таковой раздел в неизменной экспозиции Российского музея был нужен, не колеблется никто. Вообще-то даже удивительно представить, что его до этого времени не было. Что вещи из абрамцевских и талашкинских мастерских, майолики Врубеля, российское стекло эры модерна и даже хит хоть какого аукциона агитационный фарфор появлялись тут лишь только на временных выставках. Да, выставок этих в Российском в крайние два десятилетия было много, и все эти нескончаемые декоративно-прикладные хиты игрались на их полностью достойную их величия роль, но неизменного дома у их вроде бы не было. Сейчас есть: Серов, Борисов-Мусатов, Врубель, Сомов, Головин, Чехонин, Данько, Щекатихина-Потоцкая, Альтман, Малевич, Суетин, Чашник, Мухина, Ваулин — все 1-ые имена российского искусства, отметившиеся в разнообразнейших видах и техниках декоративно-прикладного искусства,-- выставлены на обозрение публики.
Рассказ вышел немногословный, но внятный и четкий. В отличие от Эрмитажа, в каком декоративно-прикладное искусство постоянно имеет помпезный вид и имперский дух, Российский музей делает ставку не на историю отдельных вещей, а, быстрее, на имена их создателей. Это вроде бы та же история искусства, но с иной ее стороны — вещи тут не как шикарное обрамление другой, «королевской», придворной жизни, как неотъемлемая часть общего развития художественной культуры страны. Куда наиболее демократическая в соц смысле, да и куда наиболее элитарная в эстетическом. Художественный вкус двора при крайних Романовых был, прямо скажем, не самым высочайшим. Огромное искусство делалось разночинцами.
Понятно, что выдерживать историю декоративно-прикладного искусства как историю имен в рассказе о русском периоде уже не так просто, но это полностью удается. Шикарный агитационный фарфор Чехонина, постсупрематический сервиз Малевича, статуэтки Данько и дальше по списку — creme de la creme тех пор, когда работа «на производстве» еще не была полным бегством от действительности, хотя частично уже напоминала его. В этом смысле логичным кажется даже самый странноватый из экспозиционных ходов сегодняшней выставки — то, что она заканчивается несколькими «тряпочками» Тимура Новикова. До этого времени провести эти панно по уровню «декоративно-прикладного искусства» как бы еще никому в голову не приходило. Хотя с чисто хранительской точки зрения это уместно. Но еще важнее концептуальная составляющая. Спорно, но внушительно — тот зритель, который придет в новейшие залы глядеть на вещи, ранее повсевременно украшавшие совершенно даже не музейные витрины, а полки антикваров, увидит знакомое в незнакомом контексте. А это в нашей бедной на идеи музейной реальности драгоценного стоит.