Почти все знают, что знаменитые духи сделал французский парфюмер Эрнест Бо, который родился в Москве. Запахи сначала прошедшего столетия были цветочные, в вычурных резных бутылочках, а мадемуазель Шанель попросила Бо сотворить для нее нечто совсем другое. Парфюм, сделанный на базе пары цветов, который звучал бы «искусственно».
Может быть, Шанель уже тогда ощутила, что будущее — за ненатуральными, сложносочиненными запахами, и что ее потомки будут носить запах кожаной куртки либо лобстера.
Но в 1920-е годы эмансипированным дамам хотелось 1-го: не пахнуть как цветочная клумба. Чтоб достичь этого эффекта, Эрнест Бо, вровень с экстрактами цветов и растений, добавил в духи альдегиды — вид спирта, лишенный водорода, закрепивший запах и добавивший в него соответствующую «искусственную» ноту.
Из предложенных Эрнестом пары запахов Шанель приглянулся эталон №5, так она и именовала собственный 1-ый парфюм. Флакончик, который с течением времени практически не поменялся, напоминал быстрее аптечную пробирку, а не вычурный пузырек духов, а в дизайне упаковки выслеживаются влияния дадаизма и кубизма.
Живописцы 1920-х годов увлекаются коллажами, наклеивая куски бумаги разной формы на лист бумаги. Марсель Пруст редактирует чужие рукописи, наклеивая сбоку свои написанные от руки комменты.
Так и упаковка духов №5 припоминает о винтажном коллаже: белоснежная коробка с темными линиями сгибов обернута в бумажную белоснежную ленту, поверх которой наклеена квадратная этикетка с именованием Шанель, выполненном фирменным шрифтом дадаистов.
Чтоб доказать тесноватую дружбу Коко Шанель с деятелями искусства, организаторы выставки добыли ее личные письма к Жану Кокто и Игорю Стравинскому, фото Ман Рэя, наброски Пикассо. Они создали все, чтоб добыть редкие картины авангардистов, в том числе и российских, в центре которых была бы цифра 5.
В год выхода духов Стравинский написал пьесу для деток под заглавием «5 пальцев», в процессе которой была, в основном, задействована одна рука, а иная отдыхала, а Родченко задумал выставку «5×5=25» (правда, работы Родченко и Степановой для выставки Chanel русские музеи так не дали, зато в Музее де Токио сейчас представлена картина Поповой с цифрой 5 из греческого музея).
Современные экспонаты — реклама Ричарда Аведона и Бэза Лурмана, набросок флакончика №5 Энди Уорхола — возникают лишь в конце экспозиции, и со стопроцентной уверенностью именовать это искусством еще никто не осмеливается (для Уорхолла — жесткое modern art). На пресс-конференции куратор выставки Жан-Луи Фромман шокировал журналистов, повторно отказавшись именовать творения самой Коко Шанель искусством.
«Мы живем в эру, когда все разбрасываются сиим словом — “искусство жить”, “искусство обожать”, “кулинарное искусство”. К огорчению, это не совершенно правильно: лишь история указывает, что можно точно именовать искусством», — отметил он.
Хотя, стоит отметить, что ежели мода не искусство, то чрезвычайно убедительная его имитация.